На главную Написать письмо Карта сайта

Разъяснение законодательства

06.12.2018 Аппарат прокуратуры

Для получения дубликата удостоверения на право управления маломерными судами заявитель не обязан представлять медицинскую справку

Решением Верховного Суда РФ от 23.10.2018 N АКПИ18-826 «О признании недействующим положения абзаца шестого пункта 3.15 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Приказом МЧС России от 27.05.2014 N 262, в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования выдачу дубликата удостоверения в связи с его утерей либо приходом в негодность ставит в зависимость от представления заявителем медицинской справки» для получения дубликата удостоверения на право управления маломерными судами заявитель не обязан представлять медицинскую справку

Верховный Суд РФ признал не действующим со дня вступления решения суда в законную силу положение абзаца шестого пункта 3.15 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 27 мая 2014 г. N 262, в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования выдачу дубликата удостоверения в связи с его утерей либо приходом в негодность ставит в зависимость от представления заявителем медицинской справки.

Верховный Суд РФ указал, в частности, следующее.

Как указано в пункте 1.6 Правил аттестации, сроки и последовательность административных процедур (административных действий) аттестации устанавливаются приказом МЧС России от 27 мая 2014 г. N 263 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Административный регламент).

Административным регламентом установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по аттестации, которые подразделяются на документы, подлежащие представлению на бумажном носителе лично заявителем, и документы, подлежащие получению по запросу в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Лично заявителем на бумажном носителе при каждом случае предоставления государственной услуги по аттестации представляются заявление, документ, удостоверяющий личность, медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (пункты 22 и 23).

Медицинская справка представляется по результатам медицинского освидетельствования, проводимого организацией, имеющей соответствующую лицензию, для определения в установленном порядке годности по состоянию здоровья к управлению маломерными судами (пункт 26 Административного регламента).

Такая справка выдается в соответствии с Инструкцией о порядке предварительных и периодических медицинских осмотров судоводителей индивидуальных маломерных судов, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 мая 1986 г. N 724, лицам, признанным годными по состоянию здоровья к управлению индивидуальными маломерными судами, подписывается врачом-терапевтом, ответственным за медицинский осмотр, и заведующим терапевтическим отделением поликлиники (пункт 6).

Из содержания личной карточки судоводителя усматривается, что в ней отражаются результаты проверки теоретических знаний, реквизиты выданного судоводителю на основании Протокола заседания аттестационной комиссии удостоверения на право управления маломерным судном соответствующего типа. В карточку также заносятся данные о представлении заявителем медицинской справки, являющейся одним из необходимых документов для принятия аттестационной комиссией решения о допуске к аттестации (приложение N 2 к Административному регламенту).

Пунктом 30 Административного регламента предусмотрено, что в подразделении ГИМС с документов заявителя, удостоверяющих личность, и документов о подготовке или квалификации снимаются копии, после чего эти документы возвращаются заявителю.

Входными документами, находящимися в распоряжении государственных органов, являются: документы (информация) об уплате заявителем государственной пошлины; документы с результатами аттестаций заявителя, проводившихся ранее (данные, внесенные в личные карточки судоводителя по результатам проводившихся ранее аттестаций). Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги по аттестации (пункт 32 Административного регламента).

В силу пунктов 34 и 35 Административного регламента данные, внесенные в личные карточки судоводителя по результатам проводившихся ранее аттестаций, содержатся в электронной базе автоматизированной информационной системы ГИМС МЧС России и получаются подразделением ГИМС в установленном порядке. Заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, подтверждающие факт уплаты государственной пошлины, а также имеющуюся личную карточку судоводителя с результатами аттестаций, проводившихся ранее.

Из анализа приведенных норм следует, что медицинская справка заявителем представляется в числе других документов для прохождения аттестации с целью получения права управления маломерным судном, которое подтверждается выдачей удостоверения. Сведения о наличии медицинской справки, результаты аттестации, данные о выданном удостоверении, внесенные в личную карточку судоводителя, находятся в распоряжении подразделений ГИМС.

Административный регламент не содержит предписаний, возлагающих на заявителя обязанность при выдаче дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность представлять медицинскую справку.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в статье 7 запрещает органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе (пункты 1 и 2 части 1).

Учитывая, что последовательность административных процедур (административных действий) аттестации, деятельность аттестационных комиссий осуществляются в соответствии с Административным регламентом, а выдача дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность производится посредством предоставления соответствующей государственной услуги, положение абзаца шестого пункта 3.15 Правил аттестации, возлагающее на заявителя обязанность представлять медицинскую справку, в указанном случае нельзя признать правомерным.

« Все Разъяснение законодательства

Создание и поддержка сайта — «Форсайт»



Южная транспортная прокуратура, 2018.

При цитировании и использовании любых материалов ссылка на www.utprok.ru обязательна.